МЕЧ и ТРОСТЬ
23 Авг, 2017 г. - 08:02HOME::REVIEWS::NEWS::LINKS::TOP  

РУБРИКИ
· Богословие
· Современная ИПЦ
· История РПЦЗ
· РПЦЗ(В)
· РосПЦ
· Развал РосПЦ(Д)
· Апостасия
· МП в картинках
· Распад РПЦЗ(МП)
· Развал РПЦЗ(В-В)
· Развал РПЦЗ(В-А)
· Развал РИПЦ
· Развал РПАЦ
· Распад РПЦЗ(А)
· Распад ИПЦ Греции
· Царский путь
· Белое Дело
· Дело о Белом Деле
· Врангелиана
· Казачество
· Дни нашей жизни
· Репрессирование МИТ
· Русская защита
· Литстраница
· МИТ-альбом
· Мемуарное

~Меню~
· Главная страница
· Администратор
· Выход
· Библиотека
· Состав РПЦЗ(В)
· Обзоры
· Новости

МЕЧ и ТРОСТЬ 2002-2005:
· АРХИВ СТАРОГО МИТ 2002-2005 годов
· ГАЛЕРЕЯ
· RSS

~Апологетика~

~Словари~
· ИСТОРИЯ Отечества
· СЛОВАРЬ биографий
· БИБЛЕЙСКИЙ словарь
· РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

~Библиотечка~
· КЛЮЧЕВСКИЙ: Русская история
· КАРАМЗИН: История Гос. Рос-го
· КОСТОМАРОВ: Св.Владимир - Романовы
· ПЛАТОНОВ: Русская история
· ТАТИЩЕВ: История Российская
· Митр.МАКАРИЙ: История Рус. Церкви
· СОЛОВЬЕВ: История России
· ВЕРНАДСКИЙ: Древняя Русь
· Журнал ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛЪ 1921 год

~Сервисы~
· Поиск по сайту
· Статистика
· Навигация

  
Обвинительное заключение госбезопасности СССР 1952 года на иеромонаха Гурия (Павлова) /1906-1996/ -- последнего благодатного катакомбного епископа в России, очерк его жизни
Послано: Admin 16 Окт, 2012 г. - 18:51
История РПЦЗ 
Будущий епископ Гурий (ФОТО), Семен Павлов, родился в 1906 году в Чувашии в православной чувашской крестьянской семье. Его дедушка по отцовской линии был священником.

Семен окончил церковно-приходскую школу, в 1920 году ушёл послушником в монастыри, жил по обителям в Чувашии, под Казанью и Уфой. В 1927 в Уфе Павлов жил при Симеоновской церкви. Группа православных чувашей, не признававших просовецкого митрополита Сергия (Страгородского), обратилась к такому же, как они, антисергианину архиепископу Андрею (Ухтомскому) с просьбой рукоположить для неё священника. Владыка Андрей находился в ссылке, но по его благословению епископ Аввакум (Боровков) в октябре 1928 постриг послушника Семёна Павлова в монашество с именем Гурий и рукоположил во иеродиакона. Через несколько дней другой соратник владыки Андрея, епископ Вениамин (Троицкий), рукоположил его в иеромонаха, напутствуя новопоставленного священника так:

-- Отец Гурий! Отправляю вас как овцу к стаду, окружённому волками. Но будьте терпеливы, ибо претерпевший до конца — спасётся.

Летом 1929 года катакомбный иеромонах Гурий был арестован, но бежал из камеры предварительного заключения через перепиленную ночью решётку. На воле все время тайно служил, окормлял паству. В 1931 дважды арестовывался, в 1932 приговорён к трём годам лишения свободы. Срок заключения отбывал в Свирьлаге, откуда бежал и вернулся в Чувашию. 15 лет батюшка жил в конюшне, служил в сарае, где была устроена тайная церковь. Создал несколько подземных храмов:

"Первая такая церковь была маленькой на 5-10 человек, а последняя — уже на 50-60 человек. Она была выкопана в селе Хурламал под домом одного из христиан, который и помогал о.Гурию строить эту церковь. Выкопанную землю они по ночам вывозили за село и сбрасывали в канаву, закрывая сверху слоем чернозёма. Церковь была глубиной 30-35 ступеней вниз. У неё были настоящие своды, то есть, она была как бы под куполом, благодаря хорошей крепкой глине. В церкви был алтарь".

В 1947 отец Гурий опять арестован, но на следующий день бежал из окна больницы, в которой содержался под стражей. Тайно служил в городе Цивильске.

Из жизнеописания отца Гурия:

"Это произошло в 1949 году (хотя в обвинительном заключении ГБ фигурирует арест в 1951 году). Отец Гурий пришел в один дом, где ему нужно было причастить людей. Там был старый знакомый о.Гурия - Иван. Увидев батюшку, он упал пред ним на колени: "Я давно Вас ищу, о.Гурий, - сказал Иван, плача и вытирая слезы, - можно мне побыть с Вами". Этот Иван был близким другом о.Гурия и служил с ним несколько лет как псаломщик. Но Ивана арестовали, он отсидел какой-то срок, и ему сказали: "Найди отца Гурия, и тогда мы тебя освободим". Иван согласился. Его освободили, дали денег и велосипед, чтобы он искал о.Гурия. И вот он нашел.

После службы Иван пошел якобы в булочную за хлебом, но вернулся с милицией. Отца Гурия арестовали. Начальник милиции вытащил фотографию с о.Гурием из своего нагрудного кармана и сказал ему: "Вот как я вас люблю, столько лет ношу с собой Вашу фотокарточку". Вместе с о.Гурием были арестованы еще 20 человек: все собравшиеся на службу. Следователь сказал, что это по вине о.Гурия страдают эти люди, поскольку он их собрал. Отец Гурий ответил, что он ничего не сделал и с негодованием сказал: "Вы - чудовища, мучающие людей, я не преступник, не преступник в глазах Церкви".

Иван, предавший о.Гурия и других, не раскаялся. Только во время суда о.Гурий узнал о его предательстве. После того как на неоднократные вопросы: "Был ли этот человек с вами?" -- о. Гурий не выдавал этого Ивана, судья сказала о его предательстве и прибавила: "Вот его жалеешь, а он тебя не пожалел". Иван вскоре был убит при загадочных обстоятельствах, когда возвращался домой. Позже о.Гурий видел его во сне: Иван стоял в зловонном потоке навоза и нечистот и не мог пошевельнуться, а только кричал: "Отец Гурий, прости меня. Отец Гурий, прости меня".

ОБВИНИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ОБВИНЕНИЮ: ПАВЛОВА СЕМЕНА ПАВЛОВИЧА И ДР.

По следственному делу № 2519

«УТВЕРЖДАЮ»
МИНИСТР ГОСБЕЗОПАСНОСТИ ЧАССР
«27» марта 1952 г.
ОБВИНИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по обвинению:

1/ ПАВЛОВА Семена Павловича,
2/ ИГНАТЬЕВОЙ Татьяны Игнатьевны,
3/ ИГНАТЬЕВОЙ Марии Игнатьевны,
4/ РЫБКИНОЙ Матрены Федотовны,

в преступлениях, предусмотренных ст.ст. 58-10 ч.2 и 58-11 УК РСФСР.

Министерством Государственной Безопасности Чувашской АССР в декабре 1951 года и в январе 1952 года в городе Цивильске ЧАСОВ арестованы и привлечены к уголов¬ной ответственности участники антисоветской нелегальной церковно-монархической организации так называемой «истинно православные христиане единой святой апостольской церкви /ИПХАЦ/».

Следствием установлено

Арестованные по настоящему делу представляли руководящую и наиболее активную часть цивильской группы нелегальной церковно-монархической организации «ИПХАЦ».

Участники группы, руководствуясь контрреволюционными воззваниями и призывами бывшего патриарха ТИХОНА, под прикрытием непризнания легально действующей церкви, проводили активную антисоветскую деятельность:

вели широкую агитацию за непризнание Советской власти, агитацию против колхозов, против участия в общественно-политической жизни, против участия в проводимых мероприятиях ВКП/б/ и Советским правительством; распространяли среди единомышленников и населения рукописи, содержащие злобную антисоветскую клевету на Советский строй и руководителей ВКП/б/ и Советского государства; вели обработку в антисоветском направлении окружающих лиц и вербовали их в состав группы «ИПХАЦ».

Практическая антисоветская деятельность обвиняемых, привлеченных по настоящему делу, выражается в следующем:

ПАВЛОВ Семен Павлович, в прошлом иеромонах и настоятель церкви в селе Шутнерево, Октябрьского района Чувашской АССР, в 1930-1932 гг. являлся одним из руководителей контрреволюционной церковно-монархической организации под названием «союз православной церкви», действовавшей на территории Урмарского и соседних с ним районов Чувашской АССР. В марте месяце 1932 года в числе других участников организации он был арестован за антисоветскую деятельность и осужден к 3 годам ИТЛ. В мае месяце 1933 года бежал из места заключения и до 23 декабря 1951 года, т.е. до ареста, под именем странствующего иеромонаха – «отца ГУРИЯ» скрывался на территории Ленинградской, Московской, Горьковской областей, Башкирской, Татарской, Марийской и Чувашской АССР.

Перейдя на нелегальное положение, ПАВЛОВ возобновил антисоветскую деятельность, восстановил преступные связи с антисоветским церковно-монархическим подпольем так называемых «истинно православных христиан единой святой апостольской церкви» «ИПХАЦ», действующим на территории Чувашской АССР. Так, начиная с 1935 года, им была восстановлена связь с нелегалом ВАСИЛЬЕВЫМ М.В. – бывшим иеромонахом МИТРОФАНОМ, в 1951 году осужденным за открытое антисоветское выступление; монашкой БАТЕЕВой Е.А., осужденной в 1947 году за антисоветскую деятельность; монашками МАКСИМОВОй А. и ФЕДОТОВОЙ А., ранее репрессировавшимися за антисоветскую деятельность и другими. …

Впоследствии ПАВЛОВ, расширяя свои связи, насаждал на территории Чувашской АССР группы «ИПХАЦ», вовлекая в них своих бывших прихожан и руководил антисоветской деятельностью созданных им групп. В 1946 году в деревне Средние Кибечи, Шихазанского района, ЧАССР,ПАВЛОВ создал группу «ИПХАЦ» в составе бывших монашек МАКСИИОВОй А./умершей в 1947 г./, БАТЕЕВОй Е./осужденной в 1947 г.за антисоветскую деятельность/, КУЗНЕЦОВА Я./,выбывшего из деревни Ср. Кибечи /, МОЛЧАНОВОЙ А., ФЕДОРОВОЙ Ф. и других. ….

В 1949-1950 годах создал группу «ИПХАЦ» в г.Цивильске, в которую вошли ИГНАТЬЕВЫ Татьяна и Мария, РЫБКИНА М. /арестованные по настоящему делу /, МИХАЙЛОВА А., МАЙОРОВА А. ,ЕЛЕНА,АНАСТАСИЯ и другие. …

В 1951 году установил связь с участниками организации «ИПХАЦ», существовавшей в г. Чебоксарах, из числа которых ГУРЬЕВ В., ГУРЬЕВА М и другие в декабре месяце 1951 года арестованы за активную антисоветскую деятельность. …

В созданных и руководимых группах «ИПХАЦ» ПАВЛОВ под видом религиозной пропаганды призывал своих последователей:

к непризнанию Советской власти и саботажу проводимых ею мероприятий;

к отказу от вступления в колхозы, в профсоюзы и другие общественные организации;

не участвовать в общественно-политической жизни, не участвовать в выборах в Верховные и местные Советы депутатов трудящихся, к отказу от подписи под Воззваниями Всемирного Совета Мира;

к отречению от «мирской» жизни, к отказу от посещения кино, театров и других культурно-просветительных учреждений.

В этих же целях ПАВЛОВ среди своих единомышленников распространял антисоветские рукописи под названиями «Дивное видение протоиерея Иоанна Кронштадтского», «Святое письмо», содержащие злобную антисоветскую клевету на Советский строй и руководителей ВКП/б/ и Советского государства. …

Антисоветскую агитацию ПАВЛОВ проводил и среди населения. В 1946-1947 годах в дер. Средние Кибечи Шихазанского района, Чувашской АССР ПАВЛОВ в присутствии ПАВЛОВА А.П. и ПРОКОПЬЕВА Я.П. высказывал своё враждебное отношение к существующему строю, распространял клеветнические измышления о колхозах и возводил клевету на советскую действительность. …

В 1947 году в с. Бичурино, Октябрьского района ЧАССР при встрече с бывшим своим последователем ФЕДОРОВЫМ И.Ф., ныне колхозником, пытался вновь обрабатывать его в антисоветском направлении. …

Допрошенный на следствии в качестве обвиняемого ПАВЛОВ С.П. в предъявленном ему обвинении виновным себя признал, а также изобличается показаниями свидетелей ФЕДОРОВА И.Ф., ПАВЛОВА А.Л., ПРОКОПЬЕВА Я.П., ВАСИЛЬЕВА М.В., ФЕДОРОВА И.Ф., показаниями обвиняемых ИГНАТЬЕВОЙ Т.И., ИГНАТЬЕВОЙ М.И., РЫБКИНОЙ М.Ф. и очными ставками со свидетелями ФЕДОРОВЫМ И.Ф., ПРОКОПЬЕВЫМ Я.П.. И обвиняемыми РЫБКИНОЙ М.Ф., ИГНАТЬЕВОЙ М.И. и ИГНАТЬЕВОЙ Т.И.

ИГНАТЬЕВА Татьяна Игнатьевна, будучи связана с иеромонахом ПАВЛОВЫМ с 1930 года, как со стойким сторонником бывшего патриарха ТИХОНА, а впоследствии, как с одним из руководителей церковно-монархического подполья «ИПХАЦ», в 1950 году вступила в цивильскую группу «ИПХАЦ» и под руководством ПАВЛОВА проводила активную антисоветскую деятельность. …

В своей квартире организовывала нелегальные сборища участников группы, на которых наряду с выполнением религиозных обрядов велась антисоветская агитация, направленная, на почве враждебного отношения к Советской власти, к отказу от участия в проводимых мероприятиях партией и Советским правительством, а также читались и обсуждались антисоветские рукописи «Дивное видение» и «Святое письмо».

Являясь участницей группы «ИПХАЦ» ,ИГНАТЬЕВА Т.И. вербовала в состав названной группы окружающих её лиц. Так, в 1950 году в нелегальную группу «ИПХАЦ» вовлекла сестру – ИГНАТЬЕВУ М.И. С целью вербовки в эту группу в 1950-1951 годах обрабатывала в антисоветском направлении СЕРГЕЕВУ А.С. …

Следуя антисоветским установкам ПАВЛОВА, враждебно относилась к существующему строю, отказалась от всякого участия в проводимых ВКП/б/ и Советским правительством мероприятиях. …

Допрошенная на следствии в качестве обвиняемой ИГНАТЬЕВА Т.Н. виновной себя не признала, но в то же время показала, что она, как участница нелегальной, группы «ИПХАЦ» враждебно относится к Советской власти, к Советскому правительству и его руководителям, отказывалась от участия в проводимых партией и правительством мероприятиях; участвовала на сборищах группы «ИПХАЦ», на которых велась антисоветская агитация и читались антисоветские рукописи, вовлекла в группу «ИПХАЦ» свою сестру ИГНАТЬЕВУ М.И., также достаточно изобличается показаниями обвиняемых ИГНАТЬЕВОЙ М.И., РЫБКИНОЙ М.Ф., ПАВЛОВА С.П., показаниями свидетелей СЕРГЕЕВОЙ А.С., АЛЕКСАНДРОВОЙ У.А., МАЙОРОВОЙ А.А., БАГЛОВОЙ С.С., очными ставками с обвиняемыми ИГНАТЬЕВОЙ М.И., .ПАВЛОВЫМ С.П. и со свидетелями СЕРГЕЕВОЙ А.С. и АЛЕКСАНДРОВОЙ У.А.

ИГНАТЬЕВА Мария Игнатьевна, являясь с 1950 года участницей антисоветской подпольной церковно-монархической группы «ИПХАЦ», разделяя антисоветские установки руководителя группы нелегала ПАВЛОВА и участницы группы – своей сестры ИГНАТЬЕВОЙ Татьяны, враждебно относилась к Советской власти и уклонялась от участия в общественно-политической жизни. В знак полного подчинения наставлениям руководителя группы ПАВЛОВА демонстративно сожгла свой профсоюзный билет.

Предоставила под сборища участников группы свой дом, в котором также скрывала и руководителя этой группы нелегала ПАВЛОВА С.П.
Участвовала в нелегальных сборищах группы и читала среди участников антисоветские рукописи: «Дивное видение протоиерея Иоанна Кронштадтского» и «Святое письмо». …

ИГНАТЬЕВА виновной себя признала, также изобличается показаниями обвиняемых по настоящему делу ПАВЛОВА С.П., ИГНАТЬЕВОИ Т.И., РЫБКИНОЙ М.Ф. и очными ставками с ними.

РЫБКИНА Матрена Федотовна, установив в 1949 году через бывшую монашку ФЕДОТОВУ Анастасию связь с нелегалом ПАВЛОВЫМ, в 1950 году, вместе с ИГНАТЬЕВОЙ Т. и ИГНАТЬЕВОЙ М., вступила в созданную им антисоветскую подпольную церковно-монархическую группу «ИПХАЦ» как участница названной группы «ИПХАЦ» до дня ареста проводила активную антисоветскую деятельность. Вместе с другими участниками группы принимала участие в проводимых нелегальных сборищах, где наряду с отправлением религиозных обрядов велась агитация за непризнание Советской власти и за отказ от участия в проводимых ею мероприятиях. Среди своего окружения распространяла антисоветское «святое письмо» и читала антисоветскую рукопись «Дивное видение...». …

Проводила вербовку окружающих её лиц в состав антисоветской нелегальной группы «ИПХАЦ». Так была завербована ею воспитанница Цивильского Детдома несовершеннолетняя МАЙОРОВА А., которая под влиянием РЫБКИНОЙ бросила учёбу в Библиотечном техникуме и ушла из Детдома. …

Допрошенная на следствии в качестве обвиняемой РЫБКИНА виновной себя признала, а также изобличается показаниями обвиняемых ПАВЛОВА С.П., ИГНАТЬЕВОЙ Т.И., ИГНАТЬЕВОЙ М.И., свидетелей МАЙОРОВОЙ А.А., ЕВДОКИМОВОЙ Т.И. и очными ставками с обвиняемыми ИГНАТЬЕВОЙ М.И. и ПАВЛОВЫМ С.П.

МАТЕРИАЛАМ ДЕЛА ОБВИНЯЮТСЯ:

1. ПАВЛОВ Семён Павлович 1906 года рождения, уроженец дер. Средние Кибечи, Шихазанского района, ЧАССР, до ареста находился на нелегальном положении, беспартийный, чуваш, гр-н СССР, с низшим образованием, одинокий, из крестьян, судим в 1932 году по ст. 58-10 ч.2 и 58-11 УК РСФСР к 3 годам лишения свободы и в 1946 году по ст.82 ч.1 к 3 годам лишения свободы, в том, что он. бежав в 1933 году из ИТЛ, перешел на нелегальное положение, восстановил прежние связи с церковно-монархическим подпольем «ИПХАЦ» и возобновил антисоветскую деятельность: насаждал на территории Чувашской АССР антисоветские нелегальные группы «ИПХАЦ» и руководил их антисоветской деятельностью; призывал своих последователей не признавать Советскую власть, отказываться от вступления в колхозы, от участия в общественно-политической жизни, в этих же целях распространял антисоветские рукописи «Дивное видение...» и «святое письмо», т.е. в преступлениях, предусмотренных ст.ст. 58-10 ч.2 и 58-11 УК РСФСР.

2. ИГНАТЬЕВА Татьяна Игнатьевна 1911 г.р., уроженка дер. Ойкасы, Чурачикского района ЧАССР, до ареста проживала в г. Цивильске, беспартийная, чувашка, гр-ка СССР, с низшим образованием, одинокая, из крестьян, ранее не судилась, в том, что она, зная ПАВЛОВА, как одного из активных участников церковно-монархического подполья «ИПХАЦ», в 1950 году вступила в созданную им группу «ИПХАЦ» и в составе группы проводила активную антисоветскую деятельность: организовывала нелегальные сборища участников группы, на которых велась широкая агитация за непризнание Советской власти и за отказ от всякого участия в проводимых ВКП/б/ и Советским правительством мероприятиях, а также обсуждались антисоветские рукописи; вовлекла в группу ИГНАТЬЕВУ М. и, с целью вербовки, обрабатывала в антисоветском направлении СЕРГЕЕВУ А., т.е. в преступлениях, предусмотренных ст.ст. 58-10 ч.2 и 58-11 УК РСФСР.

3. ИГНАТЬЕВА Мария Игнатьевна.1924 г.р. уроженка дер. Ойкасы, Чурачикского района ЧАССР, до ареста проживала в гор. Цивильске, беспартийная, чувашка, гр-ка СССР, со средним медицинским образованием, медицинская сестра, одинокая, из крестьян, ранее не судилась, в том, что она, вступив в 1950 году в группу «ИПХАЦ» враждебно относилась к Советской власти, уклонялась от участия в общественно-политической жизни; участвуя в проводимых нелегальных сборищах группы, читала участникам антисоветские рукописи; предоставила свой дом под сборища группы, в котором также скрывала я руководителя группы нелегала ПАВЛОВА, т.е. в преступлениях, предусмотренных ст.ст. 58-10 ч.2 и 58-11 УК РСФСР.

4. РЫБКИНА Матрена Федотовна,1922 года рождения, урож. дер. Вурманкасы, Октябрьского района ЧАССР, до ареста без определенных занятий и местожительства, беспартийная, чувашка, гр-ка СССР, со средим медицинским образованием, из крестьян, не судилась, в том, что она, вступив в 1950 году, вместе с ИГНАТЬЕВЫМИ Татьяной и Марией, в созданную и руководимую нелегалом ПАВЛОВЫМ антисоветскую группу «ИПХАЦ», вместе с ними участвовала в нелегальных сборищах группы; распространяла среди своих единомышленников антисоветские рукописи и вербовала в состав группы «ИПХАЦ» новых участников, т.е. в преступлениях, предусмотренных ст.ст. 58-10 ч.2 и 58-11 УК РСФСР.

Руководствуясь ст. 208 УПК РСФСР, следственное дело № 2519 по обвинению ПАВЛОВА Семена Павловича, ИГНАТЬЕВОЙ Татьяны Игнатьевны, ИГНАТЬЕВОЙ Марии Игнатьевны и РЫБКИНОЙ Матрены Федотовны по ст.ст. 58-10 ч,2 к 58-И УК РСФСР направить Прокурору Чувашской АССР для передачи по подсудности.

Начальник отделения Следотдела МГБ ЧАССР.

«СОГЛАСЕН»
Зам. Начальника Следотдела МГБ ЧАССР.

(ГИА ЧР, Ф. 2669, Оп. 3, Д. 3117, Л. 211 – 220)

(Окончание на следующей стр.)

 

Связные ссылки
· Ещё о История РПЦЗ
· Новости Admin




<< 1 2 >>
На фотозаставке сайта вверху последняя резиденция митрополита Виталия (1910 – 2006) Спасо-Преображенский скит — мужской скит и духовно-административный центр РПЦЗ, расположенный в трёх милях от деревни Мансонвилль, провинция Квебек, Канада, близ границы с США.

Название сайта «Меч и Трость» благословлено последним первоиерархом РПЦЗ митрополитом Виталием>>> см. через эту ссылку.

ПОЧТА РЕДАКЦИИ от июля 2017 года: me4itrost@gmail.com Старые адреса взломаны, не действуют.