МЕЧ и ТРОСТЬ
17 Окт, 2018 г. - 21:59HOME::REVIEWS::NEWS::LINKS::TOP  

РУБРИКИ
· Богословие
· Современная ИПЦ
· История РПЦЗ
· РПЦЗ(В)
· РосПЦ
· Развал РосПЦ(Д)
· Апостасия
· МП в картинках
· Распад РПЦЗ(МП)
· Развал РПЦЗ(В-В)
· Развал РПЦЗ(В-А)
· Развал РИПЦ
· Развал РПАЦ
· Распад РПЦЗ(А)
· Распад ИПЦ Греции
· Царский путь
· Белое Дело
· Дело о Белом Деле
· Врангелиана
· Казачество
· Дни нашей жизни
· Репрессирование МИТ
· Русская защита
· Литстраница
· МИТ-альбом
· Мемуарное

~Меню~
· Главная страница
· Администратор
· Выход
· Библиотека
· Состав РПЦЗ(В)
· Обзоры
· Новости

МЕЧ и ТРОСТЬ 2002-2005:
· АРХИВ СТАРОГО МИТ 2002-2005 годов
· ГАЛЕРЕЯ
· RSS

~Апологетика~

~Словари~
· ИСТОРИЯ Отечества
· СЛОВАРЬ биографий
· БИБЛЕЙСКИЙ словарь
· РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

~Библиотечка~
· КЛЮЧЕВСКИЙ: Русская история
· КАРАМЗИН: История Гос. Рос-го
· КОСТОМАРОВ: Св.Владимир - Романовы
· ПЛАТОНОВ: Русская история
· ТАТИЩЕВ: История Российская
· Митр.МАКАРИЙ: История Рус. Церкви
· СОЛОВЬЕВ: История России
· ВЕРНАДСКИЙ: Древняя Русь
· Журнал ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛЪ 1921 год

~Сервисы~
· Поиск по сайту
· Статистика
· Навигация

  
Электронный словарь
Поиск      
[ А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я ]



    ВАСИЛЬЕВ Александр Александрович    (22,9.1867, Петербург - 29.5.1953, Вашингтон) - историк. Отец - Александр Степанович В., подполковник, начальник крепостной команды Петропавловской крепости, последняя его должность - воинский начальник в городе Сычевка Смоленской губернии. Мать Ольга Александровна Челланова - из купеческой семьи. В 1887 В. с золотой медалью окончил 1-ю классическую гимназию в Петербурге и поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, где под руководством В.Васильевского приступил к изучению истории Византии; одновременно занимался на восточном факультете под руководством В.Розена арабским языком. "Васильевский и барон Розен сделали мою жизнь", воспоминал В. В студенческие годы В. подружился с М.Ростовцевым. По окончании в 1892 университета был оставлен при нем для подготовки к профессорскому званию: три года работал преподавателем латинского языка в 1-й классической гимназии. Первый научный труд - рецензию на "Житие Феодора, архиепископа Эдесскаго" - опубликовал в 1893 (Журн. Мин-ва народ, просвещ., ч. 286). В 1897 направлен в заграничную научную командировку. В Париже в Школе живых восточных языков и в Сорбонне изучал арабский, турецкий и эфиопский языки, собрал в библиотеках Парижа, Лондона и Вены материал для магистерской диссертации. Защитил сев 1898 ("Византия и арабы. Политические отношения Византии и арабов за время Аморийской династии". СПб., 1900). С января 1899 стажер в Русском археологическом институте в Константинополе; посетил Грецию, участвовал вместе с Б.Фармаковским и П.Милюковым в раскопках в Македонии. Третий год командировки провел в Западной Европе. Продолжением магистерской диссертации явилась защищенная им в 1902 докторская диссертация ("Византия и арабы. Политические отношения Византии и арабов за время Македонской династии (867-959)". СПб., 1902). В том же году совершил поездку на Синайский полустров. Кроме преподавания в гимназии, читал в качестве приват-доцента лекции по истории Византии в Петербургском университете. В 1904-12 - профессор Юрьевского университета и преподаватель средневековой истории в женском педагогическом институте в Петербурге, в 1912-22 - профессор и декан этого института, в 1917-25- профессор Петроградского университета. Автор общего курса истории Византии ("Лекции по истории Византии", т. 1-3. Пг" 1917-25). Неоднократно представлял русскую науку за границей: в 1905-в Алжире на международном конгрессе ориенталистов, в 1906-в Австралии на торжествах по случаю 50-летия Мельбурнского университета, в 1910-в БуэносАйресе на 17-м международном конгрессе американистов, в 1912-в Афинах на международном археологическом конгрессе. В 1919 избран членом-корреспондентом Российской Академии наук. В 1920-22 председатель Академии истории материальной культуры; пытался восстановить Русский археологический институт. Политической деятельностью не занимался. Летом 1924 выехал в Германию и Францию: в Париже встретился с Ростовцевым, который предложил В. занять его место в Висконсинском университете, и 15.9.1925 В. переехал в США, в Мэдисон, где занимал до 1938 кафедру древней истории Висконсинского университета, положив начало американскому византиноведению. Основные труды В. посвящены истории Византии, Трапезунда, арабского мира и славянских народов. Неоднократно перерабатывал и расширял курс истории Византии (1-е англ. изд. в 1928-29; последнее прижизненное - 1952). Автор монографий "Готы в Крыму" (1936), "Нападение руссов (норманов) на Константинополь в 860 году", "Юстин Первый" и др. В 1935-36 читал лекции в Колумбийском университете, в 1934 участвовал в 4-м Византологическом съезде в Софии, с 1936 почетный председатель Института им. Н.Кондакова. В 1934 был избран членом Югославской Академии наук, а в 1936 - Американской Академии Средневековья (Mediaeval Academy of America) в Кембридже (шт. Массачусетс). --- В 1938 вышел в отставку, но продолжал участвовать в университетской общественной жизни. В 1944 был приглашен научным сотрудником в Византийский институт Гарвардского университета в Думбартон Оке (Вашингтон), в 1948 стал Scholar-Emeritus в этом институте. Как вспоминали работавшие с ним ученые, В. был "любим всеми, старыми и молодыми и до конца оставался наиболее яркой личностью в группе. Он передавал свою обширную эрудицию с большой легкостью и простотой и был всегда великодушен в признании качеств других ученых". --- Умер после возвращения с Византийского конгресса в Салониках, на котором был избран почетным президентом конгресса. Среди учеников В. - М.Андреева, А.Вишнякова, Е.Скржинская, Дж.Шнейдер, Х.Рэмсей и др. Библиография работ В. насчитывает 168 названий. --- Кроме научных занятий, В. увлекался музыкой: еще в России, будучи студентом университета, учился в течение года в Петербургской консерватории. "По его собственным словам, музыку он любил больше, чем науку", - утверждал Г.Вернадский. Другой его страстью были путешествия. Как писал М.Карпович, "всю свою жизнь он был неутомимым путешественником и, помимо европейских стран и Ближнего Востока, побывал и в таких частях света, куда русские туристы обычно не ездили - до Австралии включительно. Из русских эмигрантов, с которыми мне пришлось встретиться в Америке, он был кажется единственным, успевшим съездить из любознательности на Аляску, и притом даже два раза". --- Лит.: Вернадский Г.А.А.Васильев (К семидесятилетию его) // Сб. статей по археологии и византиноведению, издаваемый семинарием им.Н.П.Кондакова. Прага, 1938, т. 10: Gregoire Н. AlexandreAlexandrovich Vasiliew // Byzantion, 1952, т.ХХП; Карпович М. М.И.Ростовцев и А.А.Васильев // НЖ, 1953, № 24; Медведев И.П. Васильев А.А. / Славяноведение в дореволюционной России. Библиографич. словарь.М., 1979; Басаргина Е.Ю.А.А.Васильев и русский археологический институт в Константинополе / Российские ученые и инженеры в эмиграции.М., 1993. --- Ю. Дойков ---

    ВАСИЛЬЕВ Николай Илларионович    (23.10.1875, Полтава - 4.9.1930, Белград) агрохимик. По окончании полтавской гимназии В, поступил в Ново-Александрийский институт сельского хозяйства и лесоводства. После окончания его (1897) был командирован за границу для подготовки к профессорскому званию. С 1898 В. в течение четырех семестров посещал курс лекций в Цюрихском университете и работал в лаборатории агрохимии у профессора Эрнста Шульца. В 1899-1900 В, изучал организацию сельского хозяйства в Западной Европе. С этой целью посетил опытные сельскохозяйственные станции Франции, Германии, Италии, Австро-Венгрии. Вернувшись в Россию, В. начал работать в должности ассистента на кафедре общего земледелия Киевского политехнического института. В 1909 В. сдал магистерские экзамены по агрономии в Новороссийском университете, после чего был приглашен читать курс агрономии в должности ассистента в университетет Св.Владимира в Киеве; совмещал педагогическую деятельность в университете с работой в Киевском политехническом институте. --- В течение 1900-13 В. заведовал опытной сельскохозяйственной станцией при Политехническом институте; опубликовал ряд работ по синтезу и регенерации белковых веществ в растениях. В 1911 В. защитил в Новороссийском университете магистерскую диссертацию "Образование белковых веществ в созревающих семенах" (опубл. Киев, 1911). В 1913 работал в лаборатории профессора Бонньера в Парижском университете. По возвращении в Россию в январе 1914 В. был назначен экстраординарным профессором (в сент, 1914- ординарным профессором) агрономии Донского политехнического института в Новочеркасске. В 1916 был избран ординарным профессором Донского сельскохозяйственного института; читал курс по агрономической химии и общему земледелию; избран помощником директора института. --- При Донском политехническом институте организовал опытную сельскохозяйственную станцию (1914-15), где под его руководством проводились исследования по изучению почв Донского края, выращивались засухоустойчивые сорта южных пшениц, --- В 1920 В. эмигрировал в Югославию; был назначен профессором сельскохозяйственного факультета Белградского университета по кафедре агрономической химии; в 1924 получил должность экстраординарного профессора этого же факультета, на которой оставался до конца своей жизни.В. активно включился в организацию агрономической лаборатории и Агрономического института Белградского университета; опубликовал ряд работ по химическим свойствам почв Югославии. В 1924 он около полугода работал в Институте Пастера у профессора С.Виноградского, изучая проблему механизма фиксации атмосферного азота почвенными микроорганизмами, --- В Югославии В. принимал активное участие в научной и культурной жизни российского зарубежья, состоял членом многочисленных местных научных и творческих объединений: Русской академической группы; Русского научного института, Общества русских агрономов, Общества Русских литераторов и журналистов; выступал с докладами на Русском агрономическом съезде ("Современные проблемы удобрений в хозяйствах Западной Европы и России"), состоявшемся в Праге в 1924; а также с докладами "Фиксация атмосферного азота почвами Югославии", "Почвы Полового Поля в Герцеговине, их состав и плодородие" -на 4-м съезде Русских академических организаций за границей, проходившем в Белграде в 1928. --- В. скончался осенью 1 9 3 0 после продолжительной и мучительной болезни в возрасте 55 лет. В некрологе, опубликованном в "Записках Русского научного института в Белграде" в 1931, Г.Злокович писал: "Н.И.Васильев оставил после себя немалое научно-литературное наследство, частью еще неопубликованное. Его научные работы касались вопросов химии и физиологии растений, общего и частного земледелия, учения об удобрениях, фиксации атмосферного азота почвами, химии и плодородия почв. Смерть застала Николая Илларионовича накануне открывающихся новых возможностей проявить свою научную подготовку и организаторский опыт". --- Лит.: Зап. Рус. науч. ин-та в Белграде, 1931, вып. 4. --- Т. Ульянкина ---

    ВАТТЕР Михаил    (3.8.1899, Рига - ?) специалист по новым материалам и технологиям. В 1915 вместе с родными эвакуировался вглубь России, в следующем году поступил в Рижский политехнический институт, эвакуированный в Иваново-Вознесенск. Вскоре перевелся в Московское высшее техническое училище, был учеником профессора Н.Жуковского, для пропаганды научных достижений которого впоследствии много сделал в эмиграции. Будучи студентом, летал на самолетах пассажиром и механиком. В 1919В. переехал из Москвы в Киев, где продолжал учебу в Политехническом институте. --- В 1920 эмигрировал в Италию, закончил Туринский политехнический институт и прослушал дополнительный курс по проектированию летательных аппаратов. С дипломами доктора и авиационного инженера В. переехал в 1921 в США и поступил на работу в отдел аэродинамики фирмы "Curtis Aeroplane & Motors". Через два года он был приглашен на должность главного конструктора в фирму "Chance Vought" на Лонг-Айленде, где руководил разработкой и испытаниями очень удачных многоцелевых самолетов-бипланов "Корсар" 02U, 03U и X04U, в больших количествах поставлявшихся в 20-х - 30-х в вооруженные силы США и др. стран. По совместительству работал техническим редактором журнала "Aero Digest", опубликовал ряд статей по аэродинамике и конструкции самолетов. С самого начала конструкторской деятельности лично участвовал в летных испытаниях своих самолетов, получил права пилота, --- В 1931 основал на Лонг-Айленде собственную фирму "Warrior Engineering" для производства цельнометаллических военных самолетов собственной конструкции, однако наступивший в США период "великой депрессии" помешал В. добиться коммерческого успеха. Через два года он уехал в Мексику, где по приглашению правительства этой страны построил самолет MWT-1 для предполагавшегося сверхдальнего перелета через Атлантику (перелет не состоялся из-за "типичных латиноамериканских событий"). Возвратившись в США, В, поступил в фирму "Uppercu-Burnelli Aircraft" (шт. НьюДжерси), участвовал в разработке оригинальных самолетов с несущим фюзеляжем. В 1935 перешел работать ведущим конструктором в фирму "Glenn Martin" в Балтиморе, где к тому времени уже работала большая группа русских инженеров-эмигрантов.В. принял участие в доводке бомбардировщика Мартин В-10и разработке сверхтяжелой летающей лодки Мартин 17 О "Марс", но главным результатом его деятельности стала знаменитая летающая лодка Мартин 162 "Марине?" - лучшая машина своего класса в авиации ВМФ США в годы 2-й мировой войны (В. был ведущим конструктором по разработке "Маринера"). Вскоре после первого полета летающей лодки В. пригласили на должность главного конструктора расположенного в Филадельфии авиационного отделения фирмы "Budd"; здесь он проработал 22 года, С началом войны руководство фирмы решило наладить производство самолетов, используя дешевую и хорошо налаженную технологию вагоностроения, В. прекрасно справился с задачей и построил в 1943 десантно-транспортный самолет "Budd" RB-1 "Конестога". Самолет был запущен в серийное производство, но окончание войны ограничило их выпуск. --- После войны руководство фирмы "Budd" закрыло авиационное отделение, В. получил должность управляющего научными исследованиями. Он занимался освоением новых материалов и технологий применительно к транспортному машиностроению, внедрял в этой отрасли промышленности методы научных исследований, принятые в авиации. Благодаря В, фирме "Budd" удалось нарушить монополию знаменитой компании "Пульман" в производстве железнодорожных пассажирских вагонов, внести большой вклад в повышение безопасности и комфорта автомобильного транспорта.В. был одним из пионеров разработки научных методов управления и планирования производства, организации труда, внедрения автоматизации технологических процессов. Во 2-й половине 50-х В. активно занимался разработкой новых конструкционных материалов и технологий эта проблема становилась первостепенной для аэрокосмической промышленности США в связи с освоением новой высокоскоростной и высотной техники. По его настоянию фирма "Budd" возобновила сотрудничество с аэрокосмической промышленностью. Для самолетов и ракет были разработаны изделия из новых сортов высокопрочных сталей, титана и "сандвичевых" конструкций. Деятельность в данной области В. продолжал и после выхода в 1961 на пенсию. Он был приглашен старшим научным сотрудником в Институт оборонных исследований США в Вашингтоне, руководил там исследованиями, связанными с разработкой ракет малой, средней и большой дальности, способов их мобильного базирования, противоракетной обороны, а также планированием программы космических боевых действий. --- В. неоднократно выступал с лекциями в университетах и докладами на научных конференциях, представлял промышленность США на международных форумах, состоял членом ряда научных обществ. Ему принадлежит 12 1 патент в области проектирования самолетов, транспортной техники, автоматизации производства и технологии новых материалов.В. был автором более 40 публикаций, командором Национальной гвардии США. --- Соч.: Joukowski's Vortex Theory of Propellers // Aero Digest, 1930, vol. 16, № 4: Introducing the Budd RB-I "Conestoga" // Aero Digest, 1944, May 15; Strength of Stainless Steel Structural Members as Function of Design. Philadelphia, 1950 (совм. с A.Lincoln); A New Missile Material // Missiles and Rockets, 1958, March. Лит.: Who's Who in Aviation. New York, 1943. --- Арх.: Арх. Нац. Аэрокосмич. музея США, --- В. Михеев ---

    ВЕЙДЛЕ Владимир Васильевич    (1.3.1895, Петербург - 5,8,1979, Париж) - историк искусства, публицист, культуролог. Окончил реальное отделение петербургского Реформаторского училища, историко-филологический факультет Петербургского университета (1916). Юношей посещал кабаре "Бродячая собака". В 1918-20 В. - профессор Пермского университета, в 1920-24 преподаватель истории искусства в Петрограде, где в 1923 - начале 1924 часто бывал у А.Ахматовой. Осенью 1922 приезжал в Берлин; эмигрировал в июле 1924. --- В. был флегматичен по натуре, запомнился современникам "почтенным, гологоловым... веснушчатым доцентом..." (В.Яновский), В 1928 женился на Людмиле Викторовне Барановской. Конец 1920-х - 1930-е семья В. провела в бедности, которая, по словам Н.Берберовой, "была и организованная, и плановая". Материальное положение В. изменилось к лучшему только после 2-й мировой войны, когда он начал сотрудничать в Мюнхене с радиостанциями, вещавшими на СССР. --- С 1925 В. - преподаватель, в 1932-52 профессор христианского искусства в парижском Богословском институте. В 1930-е интересовался экуменизмом: сотрудничал с Ф.Степуном и Г.Федотовым в "Новом Граде". Пришел к церкви под влиянием о.С.Булгакова. Как вспоминал В,: "Я в нем любил его самого, вне всяких определений, и вместе с тем, я любил что-то, что как бы сияло мне сквозь него..., что не больно любить: излучение добра". Печатался в "Последних новостях", "Современных записках", "Возрождении" (под псевд.Н.Дашков), "Числах", "Встречах" и др, Вместе со своим товарищем по Богословскому институту К.Мочульским работал в отделе критики газеты, а затем журнала "Звено" (Париж, 1923-28). С октября 1929 активный участник русско-французского литературного общества, в которое наряду с французскими писателями входили философы католической ориентации: Г.Марсель, Ж.Маритен и др. 18.7.1930 В. выступил с сообщением на вечере, посвященном символизму, с участием русских и французских литературоведов, В 1930-е начинал печататься пофранцузски. В 1937 - участник подборки эссе о Пушкине в "Journal de Pofete", подготовленной З.Шаховской. --- В конце 1920-х В. держался в стороне от большинства политических групп; руководство журнала "Современные записки", где он преимущественно печатался (с 1927), находило В. "скучным". В 1930-е сблизился с участниками альманаха "Круг" - издания, предпринятого И.Фондоминским и вместе с другими писателями "незамеченного поколения" (Ю.Фельзен, В.Набоков, Ф.Степун, Ю.Терииано, МсГгь Мария и др.), часто бывал на вечерах на квартире Фондаминского; стал отчасти разделять взгляды христиан-западников. После 2-й мировой войны печатался в "Новом журнале", "Новом русском слове", "Мостах", "Вестнике РСХД". В 1950-е в публицистике В. наметилось с^Ьвянофильские симпатии. Характеризуя творчество ..В. в целом, его относили (наряду с ДЧи^кевским, Н.Арсеньевым и др.) к категории эмигрантских "любомудров". --- На формирование творческого почерка В. наложили отпечаток близкие отношения с В.Ходасевичем, с которым его познакомил в марте 1922 в Петрограде поэт и переводчик Ю.Верховский. "С 1925 года до его смерти я постоянно виделся с ним в Париже... Лучшего друга у меня не было..." В. принадлежит книга "Поэзия Ходасевича" - первое монографическое исследование о поэте (Париж, 1928; 100 экз. за подписью В.В.В.), выросшее из статьи в "Современных записках" (1928, № 34). В. считал Ходасевича (который в письмах Н.Берберовой называл В. "Вейдличкой") одним из самых больших русских поэтов нашего времени и одновременно мастером русской прозы: "В стихотворстве своем Ходасевич защитился от символизма Пушкиным, а также... интимностью тона, простотой реквизита и отказом от превыспреннего словаря". В. защищал Ходасевича от нападок Д.Мирского, Г.Иванова. В 1969 и 1970В. навещал Н.Берберову в Принстоне. --- В. - критик-эрудит, владевший четырьмя европейскими языками, начитанный в новейшей литературе, тонко разбиравшийся в искусстве Запада XVIII-XX вв. (эссе о Пуссене, английской живописи XIX в., христианском искусстве Испании, итальянской культуре). Был лично знаком с П.Клоделем, П.Валери, Ш. Дю Босом, Т.С.Элиотом, Э.Курциусом, Э.Ауэрбахом, Х.Зедльмайром. Отчасти развивал тип критики, предложенный высоко ценимым им П.Муратовым. По мнению Г.Струве, В. явился "самым ценным приобретением зарубежной литературной критики после 1925 г.". --- В. был непримирим к коммунистической власти: "И точно также, пять ли букв или четыре наклеить на живую плоть, это значит не имя ей дать, это значит украсть у ней имя. Нет, Россия не то самое, что зовется СССР. Так зовется лишь мундир, или тюрьма России", Для В. ("Задачи России". Нью-Йорк, 1956) всемирноисторическое значение России связано с Петербургом, Петербургская Россия завершила единство Европы, подвела итог развитию Запада из одного "южного" корня. Культурным следствием этого стало рождение гибкого литературного языка и стихосложения, а также появление Державина - первого русского поэта общеевропейского масштаба. По мере знакомства с Западом Россия не европеизировалась, а становилась самобытнее, проявляя заложенный еще в ее византийско-киевско-московский фундамент смысл. Источник русского своеобразия - гуманизм, основанный на милосердии, которое вытекает из христианского чувства греха, из духовного понимания красоты страдания. Напротив, европейский гуманизм под влиянием Руссо и протестантизма проникся идеей "лже-сострадательности" (основанной на рассудочной утопической мысли о социальном уничтожении страдания), "излом" которой может быть преодолен в обращении Запада к еще не осознанному им богатству российской духовности. Большевики, прервав греко-христианскую преемственность, заставили Россию обратиться к Европе "своею азиатской рожей", Исторически задача российского будущего, в которое В. не переставал верить, определялось тем, что Россия должна заново осознать себя и Россией и Европой, "это будет для всех русских, где бы они ни жили, где бы ни умерли они, возвращением на родину". Концепция литературы русского зарубежья изложена В. в статье "Традиционное и новое в русской литературе XX века", где проводилась идея об общих истоках всего лучшего, что было написано на русском языке до и после 1917: "...не было двух литератур, была одна русская литература двадцатого столетия". --- Как поэту и литературному критику В, наиболее близки поэты-"петер6уржцы" Гумилев, Мандельштам, Ахматова и др. (эссе "Петербургская поэтика", 1968; "О стиходеланьи", 1960, 1970), творчество которых в начале 1910-х привело ко "второму цветенью" символизма, характеризовалось классической "простотой", преобладанием предметного значения слов над их обобщающим смыслом.В. принимал участие в многотомных изданиях О.Мандельштама, Н.Гумилева. Поэзию 2-го поколения эмиграции В. ценил не очень высоко, известен его резкий отзыв о И.Елагине. Среди прозаиков русского зарубежья выделял М.Алданова, романы которого сравнивал с произведениями P.M. дю Гара, О.Хаксли, а также И.Бунина и В.Набокова. По мнению В., высшее достижение Бунина роман "Жизнь Арсеньева", в котором осуществлено слияние поэзии и прозы, а лирическое начало выражено сильнее, чем в стихах. Среди критиков предпочитал Г.Адамовича, К.Мочульс^ого, Ю.Иваско. --- Одна из главных тем творчества В. - судьбы искусства. Лучшее из написанного им на эту тему - культурологическое исследование "Умирание искусства: Размышления о судьбе литературного и художественного творчества" (Париж, 1937; на франц. яз.: "Les abeilles d'Aristee" (Пчелы Аристея), 1936; 2-е перераб. изд. 1954). Всякое искусство, считал В., обусловлено верой в бытие творимого, "Живые лица" в высоком искусстве - это не "типы", "собирательные гомункулы", не "техника", а постепенное проявление иррационально явившегося хужожнику образа, Замена "лица" на "тип" в культуре Х1Х-ХХ вв. превращало роман в социологический трактат, более удаленный от реальности, чем самая условная елизаветинская трагедия; человек начинал изображаться "не таким, как он есть, а лишь таким, как он является рассказчику". Крайнее проявление подмены духовного реализма "сознанием" - "Улисс" Джойса. --- Замена видения самосозерцанием - показатель нарушения равновесия между "поэзией" и "правдой" (в гётевском смысле): отрицается органическая целостность художественного произведения (всегда предшествующая его частям), творческое внимание направлено не на результат, а на самый состав творческого акта, что является знаком гордого безразличия к миру, нарциссического "идолопоклонства". Подавление творчества личностью художника рождает самоубийственное чувство покинутости в "чуждой" для автора "косности" мира. Современный художник - Гамлет - актер в трагедии, ключ к пониманию которой утрачен. --- Общий пафос книги был поддержан Ходасевичем, который еще в эссе "Кризис в поэзии" (1934) высоко отозвался о статье В. "Чистая поэзия"; "Верен и прогноз Вейдле, прямо заявляющего, что европейская, в том числе русская, литература обречена гибели, если в ней, как во всей европейской культуре, не воссияет вновь свет религиозного возрождения". Отстаиванию "звукосмысла" и полемике с тезисом структурализма о том, что искусство не только дает информацию о фактах, но и не имеет отношения к смыслу, посвящена книга "Эмбриология поэзии" (Париж, 1980). --- Соч.: Мерите, Гоголь, Пушкин // Возрождение, 1931, 20 авг., № 2270; Пушкин и Европа // СЗ, 1937, № 63; Вечерний день: Отклики и очерки на западные темы. Нью-Йорк, 1952; О религиозном корне русского искусства // НЖ, 1953, № 33, 35; Les icones byzantines et russes. Milan, 1962; Рим-Париж, 1967; Зимнее солнце: Из ранних воспоминаний. Вашингтон, 1976; Статьи о русской поэзии и культуре // Вопр. лит-ры, 1990, № 7; Критические заметки: Об истолковании стихотворений, по преимуществу касающиеся трудов Р.О.Якобсона, Ю.М.Лотмана, К.Ф.Тарановского // Там же, 1992, № 1. --- Лит,: Фельзен Ю. Умирание искусства // Круг. Париж, 1937, кн. 2; о.А.Шмеман. Памяти Вейдле // Вест. РСХД, 1979, № 129; Иваск Ю.В.В.Вейдле // НЖ, 1979, № 136. --- В. Толмачев ---

    ВЕНГЕРОВА Зинаида Афанасьевна    (6.4.1867, Свеаборг, Финляндия - 30.6.1941, Нью-Йорк) - литературный и театральный критик, переводчик. Отец, А.Венгеров - общественный деятель и управляющий банком, мать, П.Венгерова - из купеческой семьи, автор книги "Мемуары бабушки" (Берлин, 1908-10, на нем. яз.), дед по матери, И.Эпштейн, написал комментарии к Талмуду, старший брат - историк русской литературы и библиограф С.Венгеров. Детство провела в Петербурге и Минске, где в 1881 окончила гимназию. В 1882-84 жила в Вене, изучая западноевропейскую литературу. В 1884-93 снова за границей. В Париже прослушала курс по литературе в Сорбонне, познакомилась с П.Лавровым и у него в доме с П. и Л.Лафаргами. В Лондоне занималась "вне всяких университетских программ" в библиотеке Британского музея, сблизилась с С.Кравчинским (Степняком), который ввел В. в круг английской либеральной интеллигенции. Путешествовала по Италии и Швейцарии. В 1889 опубликовала в журнале "Вестник Европы" первую статью "Джон Ките и его поэзия". Печаталась также в журналах "Мир Божий", "Северный вестник", "Образование" и др. журналах и газетах. Вела в "Вестнике Европы" хронику "Новости иностранной литературы" (18931909). --- Статьи 90-х - начала 900-х посвящены Р.Браунингу.Р.Шеридану, Д.Мередиту, Г.Ибсену, А.Додэ и др. западноевропейским писателям. По отзыву Б.Глинского (1896), они были написаны с большим знанием дела, вполне литературно и простым, ясным языком. По возвращении в Россию В. продолжала общение с Н.Минским (впервые встретилась с ним в 80-х, впоследствии муж В.). Вошла в кружок писателей-символистов, группировавшихся вокруг "Северного вестника" {З.Гиппиус, Д.Мережковский, К.Бальмонт и др.). Для журнала Гиппиус "Новый путь" написала статьи о Э.Верхарне и А. де Ренье (1904). Статьи В" собранные в книгах "Литературные характеристики" (T.I. СПб., 1897; т.2. СПб., 1905; т.З. СПб., 1912) и "Английские писатели" (СПб., 1913), имели просветительную направленность и принесли ей широкую известность среди интеллигенции; вместе с тем, анализируя западную литературу, В. выражала философию символизма, о котором она писала: "Символизм мне казался и продолжает казаться основой модернизма, и в таком смысле я старалась истолковывать его во всех моих работах... Под знаком символизма я воспринимаю всё лучшее, что создавало и создает искусство и в минувшем и в настоящем". По мнению В., это лучшее - не в описании социальной действительности, а в изображении невидимого, независимо от "официальной" принадлежности писателя к символизму. "Символизм, - писала она, - это всё, что относится к сущему, как знаку невоплотимого. Символист - это тот, кто не сливается с переживаемым моментом, не утопает в нем, а воспринимает его, как искание цели, как путь". --- Писала также о русской литературе и о духе русского модернизма на французском, английском и немецком языках. Во Франции сотрудничала в "Mercure de France", была ответственной за хронику, посвященную русской литературе ("Lettres russes"); написала статьи о Гиппиус, Сологубе, Чехове, Достоевском и др. русских писателях. В Англии сотрудничала в "Saturday Review" (1902-03), где также вела рубрику о новых явлениях русской литературы, В 1910 опубликовала в "Fortnightly Review" статью "The Life and Death of Tolstoy" ("Жизнь и смерть Толстого"), в которой пыталась доказать принадлежность его творчества к модернистской школе. В немецком журнале "Magazin fur die Literatur des Auslands" писала о "молодой" литературе России. Автор статьи "Русский роман во Франции" (Вест. Европы, 1899). --- С 1897 переводила пьесы западных драматургов; писала о русском и зарубежном театре, о театральных новинках; философский характер носила статья В. "Об отвлеченном в театре" (Заветы, 1914). Была близка с актрисой Л.Яворской-Барятинской, создательницей "петербургского театра" и с ее мужем, журналистом и драматургом, князем В.Барятинским; была также знакома с К.Станиславским, о котором написала статью в 1897 для энциклопедии Брокгауза и Ефрона, В.Качаловым.И.Москвиным, О.Книппер, В.Комиссаржевской и Т.Щепкиной-Куперник. Две статьи В. посвятила женщине и ее месту в современном обществе: "La femme russe" ("Русская женщина") (Revue Mondiale, 1897) и "Феминизм и женская свобода" (Образование, 1898). --- В сентябре 1921 эмигрировала, в 1921-23 жила в Берлине, в семье переводчика Луизы Флакс. О своем участии в жизни литературного Берлина писала в октябре 1921: "Я здесь уже в таком водовороте работы, точно не выезжала из Петербурга старого времени. Издается новый журнал "Вестник Западной Литературы" для России - и я очень занята, чтобы его интересно наладить". Журнал, вероятно, издавался Научно-техническим отделом издательства "Скифы"; В. написала для этого журнала статью об основателе антропософии Р.Штейнере и о немецком театре. В Берлине В. активно занималась редакторской и переводческой работой; была связана с издательствами "Аргонавты" и "Скифы", с советским издательством "Всемирная литература", основанным М.Горьким; редактировала газету "Голос России". Вместе с А.Белым, Н.Минским и др. писателями основала центр русской культуры - "Дом Искусств". --- В 1923 с помощью английского писателя Хью Вальполя переехала в Англию, О своей работе в Англии она писала: "Моя печаль в том, что необходимость "жить" заставляет меня отдавать значительную часть времени... на работу очень прозаическую и далекую от моих дум, т.е., пользуясь знанием языков и литературным опытом, редактировать экономические статьи, переводить с английского и на английский разный объективно экономический, осведомительный материал в здешних изданиях... А в свободные от этой работы часы я работаю "для себя" - приготовила литературные лекции о новой русской литературе, читала несколько лекций, в дальнейшем предстоят лекции в Шотландии... Уже после Рождества лекция для здешнего Шекспировского общества при университете. Тема моя "Hamlet in the mankind of Russia" ("Гамлет в русском восприятии")". В конце 20-х В. переселилась в Париж. Написанные там две работы были опубликованы в СССР: "Парижский архив князя Урусова" (Лит. наследство, 1939, № 3) - разностороннее исследование, посвященное князю Урусову и его коллекции материалов, собранных для несостоявшейся книги о Флобере, и воспоминания о встречах с младшей доченью Карла Маркса, Элеонорой Эвелинг, с которой познакомил В. в Лондоне Кравчинский. --- В 1937, после смерти Минского, она переехала в Нью-Йорк, к любимой сестре Изабелле Венгеровой, где и жила до своей кончины. --- Лит.: Bayer Thomas R. The House of the Arts and the Writers' Club. Berlin. 1921-1923 / Russian Berlin Publishers and Writers. Kratz G., Verner Z. Berlin, 1987; Rozenthal Charlotta. Modernism and Women's Liberation // Slav. Studies, 1987, № 8; Neginsky R. Zinaida Vengerova: The Aesthetik of the Incarnation of the Unincarnated (дисс.). Ann Arbor, 1991; Нежинская Poзина. Зинаида Венгерова и русский символизм // Revue des Etudes Slaves, 1995, Jan. --- Арх.: РГАЛИ, ф.39. --- P. Нежинская ---

На фотозаставке сайта вверху последняя резиденция митрополита Виталия (1910 – 2006) Спасо-Преображенский скит — мужской скит и духовно-административный центр РПЦЗ, расположенный в трёх милях от деревни Мансонвилль, провинция Квебек, Канада, близ границы с США.

Название сайта «Меч и Трость» благословлено последним первоиерархом РПЦЗ митрополитом Виталием>>> см. через эту ссылку.

ПОЧТА РЕДАКЦИИ от июля 2017 года: me4itrost@gmail.com Старые адреса взломаны, не действуют.