МЕЧ и ТРОСТЬ
25 Окт, 2014 г. - 15:21HOME::REVIEWS::NEWS::LINKS::TOP  

РУБРИКИ
· Богословие
· Современная ИПЦ
· История РПЦЗ
· РПЦЗ(В)
· РосПЦ
· Развал РосПЦ(Д)
· Апостасия
· МП в картинках
· Распад РПЦЗ(МП)
· Развал РПЦЗ(В-В)
· Развал РПЦЗ(В-А)
· Развал РИПЦ
· Развал РПАЦ
· Распад МП-РПЦЗ(А)
· Распад ИПЦ Греции
· Царский путь
· Белое Дело
· Дело о Белом Деле
· Врангелиана
· Казачество
· Дни нашей жизни
· Репрессирование МИТ
· Русская защита
· Литстраница
· МИТ-альбом
· Мемуарное

~Меню~
· Главная страница
· Администратор
· Выход
· Библиотека
· Состав РПЦЗ(В)
· Обзоры
· Новости

МЕЧ и ТРОСТЬ 2002-2005:
· АРХИВ СТАРОГО МИТ 2002-2005 годов
· ГАЛЕРЕЯ
· RSS

~Апологетика~

~Словари~
· ИСТОРИЯ Отечества
· СЛОВАРЬ биографий
· БИБЛЕЙСКИЙ словарь
· РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

~Библиотечка~
· КЛЮЧЕВСКИЙ: Русская история
· КАРАМЗИН: История Гос. Рос-го
· КОСТОМАРОВ: Св.Владимир - Романовы
· ПЛАТОНОВ: Русская история
· ТАТИЩЕВ: История Российская
· Митр.МАКАРИЙ: История Рус. Церкви
· СОЛОВЬЕВ: История России
· ВЕРНАДСКИЙ: Древняя Русь
· Журнал ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛЪ 1921 год

~Сервисы~
· Поиск по сайту
· Статистика
· Навигация

  
Поиск      
[ А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я ]


Электронный словарь
<< Назад     Вперед >>  

АЙХЕНВАЛЬД Юлий Исаевич ] (псевд. Ю.Альд, Б.Каменецкий) (12.1.1872, Балта, Подольской губ. - 17.12.1928, Берлин) - литературный критик, переводчик, философ. Родился в семье раввина. Окончил в Одессе Ришельевскую гимназию ( 1890) и историко-филологический факультет Новороссийского университета (1894), получив диплом 1 -и степени и золотую медаль за философскую работу "Эмпиризм Локка и рационализм Лейбница". Печатался в газетах с 14 лет. После переезда в Москву (1895) преподавал в гимназии, университете им.А.Шанявского, на Высших историко-филологических женских курсах В.Полторацкой. Член Пушкинской комиссии Общества любителей российской словесности, ученый секретарь Московского психологического общества и секретарь редакции журнала "Вопросы философии и психологии". Театральный обозреватель. Член редакции журнала "Русская мысль" (1902-3, 1907-8). Сотрудничала газете "Русские ведомости" (1895-1902), в журналах "Научное слово", "Вестник воспитания", в 1911-19 в газетах "Речь", "Утро России". Выступал вначале преимущественно как переводчик и автор статей на философско-педагогические темы.Ф.Степун рисует портрет молодого А.: "Застенчивый, тихий, ласковый, ко всем очень внимательный, духовно сосредоточенный и серьезный, источающий дыхание мягкости и благожелательности, всегда изумительно ровный и верный самому себе, чуждый социальнополитической злободневности". Литературное имя приобрел благодаря сборнику статей "Силуэты русских писателей" (СПб., 1906), где изложил главные принципы своего литературнокритического метода - "принципиального импрессионизма". В основе его отказ от претензий на научность литературоведческого анализа, ибо литература "своей основной стихией имеет прихотливое море чувства и фантазии... со всей изменчивостью его тончайших переливов... Одно то, что мысль и чувство разнятся между собой, делает литературу "беззаконной кометой в кругу расчисленных светил"; "искусство недоказуемо; оно лежит по ту сторону всякой аргументации". Методу А. отвечал жанр его работ - литературно-критических эссе, изобилующих метафорами и афористичными формулировками. Как отмечал Ф.Степун, А. был "близок завет Фридриха Шлегеля, требовавшего, чтобы критическая статья представляла собою художественное произведение". --- "Легенда об Айхенвальде", сложившаяся в результате идеологизированной трактовки его творчества, создала упрощенный образ А. талантливого, но "несерьезного" критика, неисправимого субъективиста и интуитивиста. Еще более упрочилась эта легенда в советское время, когда работы А. попали в разряд запрещенных. В действительности А. располагал четкими эстетическими критериями и ясными общественно-политическими и нравственными идеалами. В представлении А. писательтворец выступает как жизнеутверждающее начало, одухотворяющее косную природу. "Писатель по отношению к своей материи - зиждущая форма... Орфей, победитель хаоса, первый двигатель, он осуществляет все мировое развитие. В этом его смысл и величие". А. высказывал мысли о диалогически-коммуникативной природе искусства. Литературное произведение - диалог между писателем и читателем, где читатель - соавтор художника; оно неисчерпаемо: "писателя никогда нельзя прочесть до конца". --- Полемика между А. и критиками социологической ориентации особенно обострилась после публикации его работы о В.Белинском (1913), в которой А. утверждал, что Белинский - "человек шаткого ума и колеблющегося вкуса", отличавшийся "умственной несамостоятельностью", отсутствием "широты духа и настоящей духовной свободы". --- Октябрьскую революцию А. встретил с неприязнью. По свидетельству И.Гессена, "А. был органическим противником всякого насилия... Отсюда непримиримая, буквально всепоглощающая ненависть к большевикам". Аналогичную оценку дал Г.Струве: "А, оставался таким же критиком-импрессионистом, каким был до революции... К большевистской революции и ее насилию над свободным творчеством он был непримирим". Перебиваясь после закрытия "буржуазных" газет случайными заработками, А. отказывался публиковаться в советских изданиях. Если в работе "Наша революция. Ее вожди и ведомые" (М., 1918), написанной в основном до октября 1917, он еще высказывал надежды на победу духовного начала в русском обществе, то в начале 20-х эти иллюзии полностью исчезли. В статьях "Похвала праздности", "Бессмертная пошлость", "Самоубийство", "Искусство и мораль" А, не столько критик, сколько философ. Определяя материализм как "цинизм, доходящий до величия", А. противопоставлял ему утверждающий духовную автономию личности спиритуализм. В статье "Писатель и читатель" защищал самодовлеющую сущность искусства, не подвластную злобе дня. Отстаивая такие взгляды, А. не мог вписаться в послеоктябрьскую российскую действительность, несмотря на то, что оба его сына стали коммунистами. Рецензируя сборник "Похвала праздности" (М" 1922), В.Полянский (П.Лебедев) писал, что А. - "верный и покорный сын капиталистического общества, твердо блюдущий его символ веры, глубокий индивидуалист", По поводу его сборника "Поэты и поэтессы" (М., 1922), содержавшего, в частности, очерк о Н.Гумилеве, который был назван "поэтом подвига, художником храбрости, певцом бесстрашия", в "Правде" 2.6.1922 появилась статья "Диктатура, где твой хлыст" (подписана криптонимом О; многими, в том числе и самим А., приписывалась Л.Троцкому). В ней утверждалось, что А. "во имя чистого искусства" "называет рабочую советскую республику грабительской шайкой", и предлагалось "хлыстом диктатуры заставить Айхенвальдов убраться за черту в тот лагерь содержанства, к которому они принадлежат по праву...". --- В сентябре 1922 А. был выслан за границу вместе со многими учеными и писателями. Высылке предшествовали арест и сидение на Лубянке. В Берлине А. читал курс "Философские мотивы русской литературы" в Русской Религиозно-философской академии (с дек. 1922), часто выступал с лекциями и докладами. В конце 1922 был среди создателей литературного общества "Клуб писателей", принимал активное участие в деятельности созданного в 1924 Кружка друзей русской литературы, Вступил в Союз русских журналистов и литераторов в Германии, Сотрудничал в журнале "Новая русская книга", в рижской газете "Сегодня", но основным его пристанищем стала берлинская газета "Руль", где вел литературнокритический отдел. Вокруг А. группировался кружок литературной молодежи, среди участников которого был В.Набоков, назвавший А. в своих воспоминаниях "человеком мягкой души и твердых правил". Основной вклад А. в культурную жизнь русской эмиграции - еженедельные "литературные заметки" в газете "Руль", в которых он утверждал, что нельзя теперь, как прежде, не быть публицистом: "Во все, что ни пишешь... неудержимо вторгается горячий ветер времени, самум событий, эхо своих и чужих страданий". В России, писал А., установилось "равенство нищеты и нищенской культуры", но "даже там, где беллетристы хотят присоединиться к казенному хору славословия, они то и дело срываются с голоса, потому что правда громче неправды... Талант органически честен". --- Искренними, правдивыми художниками в Советской России А. считал М.Зощенко, Вс.Иванова, Л.Лунца, Н.Тихонова; резко отрицательно оценивал проявления сервилизма, тенденциозности, насилия писателя над своим талантом в угоду политической конъюнктуре (В.Вересаев, М.Горький, В.Маяковский, А.Толстой, И.Ясинский и др.). Среди эмигрантов выделял И.Бунина, Б.Зайцева, А.Ремизова, И.Шмелева, поддерживал литературную молодежь - М.Алданова, Н.Берберову, Г.Газданова, В.Набокова. Нередко обращался к мемуарному жанру: опубликовал в газете "Сегодня" цикл "Дай оглянусь..." о Л.Толстом, В.Короленко, А.Чехове, Вл.Соловьеве, Д.Мамине-Сибиряке и др.: в "Руле" - о Л.Андрееве~, подготовил переиздание (включающее новые очерки) "Силуэтов русских писателей" (Берлин, 1923, т. 13; 1929, т. 1). Усилилась ориентация А, на классику: он подчеркивал, что эмиграция обязана сохранять и развивать культурные традиции, оборванные советской властью. В эмиграции литературно-критическая деятельность А. играла консолидирующую роль, поддерживая сложившуюся иерархию литературных авторитетов и ценностей.А. погиб в результате несчастного случая, попав под трамвай. "Вот и последний... Для кого теперь писать? Младое незнакомое племя... Что мне с ним? Есть какието спутники в жизни - он был таким", - откликнулся на его смерть Бунин. Осталась незавершенной начатая А. в Советской России книга "Диктатура пролетариата", задуманная как продолжение "Нашей революции", --- Соч.: Осколки воспоминаний // Лит-ра в школе, 1989, № 2; "Товарищество на пайках" // Час пик, 1992, 17 авг.; Русское общество и евреи: статьи // Вест. Еврейск, ун-та в Москве, 1992, № 1. --- Лит.: Матусевич И. Затаенная пламенность (Памяти Айхенвальда) // СЗ, 1929, № 39; Степун Ф. Памяти Ю.И.Айхенвальда / Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей, т. 1. Берлин, 1929; Ходасевич В. "...Я очень слежу за вашими отзывами..." (Письма В.Ф.Ходасевича Ю.И.Айхенвальду) // Встречи с прошлым, вып. 7. М., 1990; Рейтблат А.И. "Подколодный эстет" с "мягкой душой и твердыми правилами": Ю.И.Айхенвальд на родине и в эмиграции // Евреи в культуре рус. зарубежья, вып. 1. Иерусалим, 1992. --- Арх.: РГАЛИ, ф. 1175. --- А. Дранов, А. Рейтблат ---


НАЗВАНИЕ НАШЕГО ПОРТАЛА "МЕЧ И ТРОСТЬ" И ЕГО ФОТОЗАСТАВКА МАНСОНВИЛЛЬСКОЙ РЕЗИДЕНЦИИ ПЕРВОИЕРАРХА РПЦЗ БЛАЖЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ВИТАЛИЯ БЛАГОСЛОВЛЕНЫ ВЛАДЫКОЙ ВИТАЛИЕМ. СМ. ПОДРОБНЕЕ>>>
ПОЧТА РЕДАКЦИИ: cherksoft@yandex.ru

Рейтинг@Mail.ru